Что такое ГРИП в фотографии?

DSC_2746

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) –   расстояние между ближней и дальней границами области пространства, при нахождении внутри которой объекты на фото получаются резкими. Всё, что лежит ближе или дальше зоны ГРИП, оказывается в той или иной степени размытым.

Какие факторы влияют на глубину резкости?

1)    Значение диафрагмы – чем меньше относительное отверстие объектива, т.е., чем больше диафрагменное число, тем больше ГРИП, поскольку закрытие диафрагмы уменьшает размер кружков нерезкости.

2)    Фокусное расстояние объектива – чем больше фокусное расстояние, тем меньше ГРИП, чем фокусное расстояние меньше, тем ГРИП больше. Причина очевидна – длиннофокусные объективы увеличивают изображение, и в том числе кружки нерезкости.

3)    Дистанция фокусировки – чем дальше сфокусирован объектив, тем больше ГРИП, при близкой фокусировке ГРИП сужается. На деле отношение между дистанцией фокусировки и ГРИП при прочих равных условиях остаётся неизменным, т.е. при увеличении дистанции пропорционально увеличивается и глубина резкости.

4)    Разрешение – чем больше пикселей в сенсоре цифровой камеры (а точнее говоря, чем меньше размер индивидуального пикселя), или чем мельче кристаллы галогенида серебра в плёнке, тем лучше различимы малые кружки нерезкости, и тем меньше ГРИП. Уменьшите разрешение и ГРИП увеличится.

Бытует мнение, что глубина резкости зависит от размера кадра (плёнки или сенсора).  Так,  на снимках, сделанных среднеформатными камерами, ГРИП получается меньше, чем на 35-мм фотоаппаратах при одинаковых значениях диафрагмы. Дело в том, что для получения одного и того же угла зрения, камеры с меньшим размером кадра (большим кроп-фактором) должны быть оснащены объективом с пропорционально меньшим фокусным расстоянием, что ведёт к увеличению ГРИП. Напротив, на среднеформатные камеры ставят объективы с большим фокусным расстоянием (для нормальным является объектив с ФР 80 мм). Чем больше фокусное расстояние, тем меньше ГРИП.

Художественное использование глубины резкости

О глубине резкости во время съёмки мы задумываемся в двух случаях:

1)    При съемке портрета, когда мы хотим отделить объект от фона с помощью малой ГРИП,

2)    При съемке пейзажа, когда нам нужна большая ГРИП, чтобы вся сцена получилась резкой.

В первом случае, откройте диафрагму пошире, т.е. до минимального её значения (f/1,4–4 в зависимости от конструкции объектива). По возможности используйте максимальное доступное вам фокусное расстояние, что в принципе полезно при съёмке портретов, если вы хотите минимизировать перспективные искажения.

Многие объективы демонстрируют не лучшее качество изображения при полностью открытой диафрагме. Виной тому различные оптические аберрации, которые особенно выражены по краям линзы. Что ж, если освещение позволяет, прикройте диафрагму на одну ступень и проблема должна уйти.

Основная трудность при съёмке на больших диафрагмах – наводка на резкость. Автофокус  не всегда попадает в цель, поэтому используйте точечную фокусировку и делайте побольше дублей. Если вы снимаете портрет, фокусируйтесь на наиболее значимой части  лица (глазах). В тех случаях, когда портретируемый располагается к вам вполоборота, фокусироваться надо по ближайшему к вам глазу.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.